fbpx
Главная Академия акупунктуры Медицинское образование: дистанционное обучение – миф или реальность?

Медицинское образование: дистанционное обучение – миф или реальность?

Медицинское образование: дистанционное обучение – миф или реальность?
102
0

Медицинское образование: дистанционное обучение – миф или реальность?

Научно-технический прогресс и развитие информационных технологий внесли кардинальные изменения в процессы обучения. Дистанционное обучение обретает все больше сторонников и распространяется на все сферы обучения и образования. Медицинское образование дистанционное обучение не только не исключает, но напротив именно в медицине этот формат становится все более актуальным. Медицинское образование: дистанционное обучение – миф или реальность?

Дистанционное обучение: тренды и перспективы

Изменения, произошедшие в относительно короткий исторический период, изменили подходы к самим процессам получения информации, обучения, образования. 

В настоящее время дистанционное обучение уже не является диковинкой. Для передачи и закрепления информации, получения нового опыта уже не обязательно личное присутствие на лекции, непосредственное очное взаимодействие студента и преподавателя.

Дистанционное медицинское обучение, несмотря на его особенность и специфические требования, необходимо рассматривать в контексте развития дистанционного образования в целом.

Держим дистанцию

Дистанционное обучение  имеет свои преимущества и ограничения, но уже можно говорить о том, что оно представляет значительный сегмент рынка образовательных услуг в современном мире. Первопроходцами по внедрению дистанционных форм обучения стали бизнес сообщества, которые изначально более гибкие и нацеленные на получение конкретного результата в  короткий промежуток времени. 

Сегодня электронное образование стало реальностью в детских садах, школах, вузах, различных курсах повышения квалификации. Значительную часть дистанционного обучения составляют курсы и программы дополнительного образования, курсы повышения квалификации, бизнес-программы. 

Преимущества дистанционного обучения 

Явные преимущества дистанционного обучения очевидны. Это, в первую очередь доступность. Территориальная –   даже находясь в самой отдаленной части планеты, при наличии компьютера и интернета человек может обучаться у признанных мэтров и научных светил.

Материальная доступность – стоимость обучения значительно ниже, чем при традиционной форме получения образования. 

Социальная доступность – возможность получить образование появляется у представителей социальных групп с не высокими доходами, у людей с ограниченными возможностями, молодых родителей, работающих граждан, людей, находящихся в местах лишения свободы.

Больше ответственности и самостоятельности

Большую часть учебного процесса студент может самостоятельно планировать время обучения. Также человек может выбрать тот уровень сложности изучаемых курсов, который соответствует его знаниям.  Появляется возможность одновременно обучаться на нескольких курсах, в разных учебных заведениях. 

 

Медицинское образование: дистанционное обучение – миф или реальность? Сложности и проблемы дистанционного обучения

Дистанционная форма обучения – это своеобразный вызов как для студента, так и для преподавателя и учебного заведения. 

Практика показывает, что недостаток личностного общения между студентом и преподавателем, отсутствие личных контактов между студентами значительно влияют на мотивацию и нередко приводят к прерыванию  дистанционного обучения.

 Зачастую и у студентов, и у преподавателей не хватает достаточных компетенций для организации эффективного общения, взаимодействия с помощью информационных технологий.

 Ответственность, самодисциплина, мотивация – качества необходимые  студенту при выборе дистанционного обучения. 

 Разработка и подготовка современных качественных курсов дистанционного обучения – дело затратное и по времени, и в материальном и техническом плане, требующее участия профессионалов в сфере IT-технологий и мультимедиа. 

 

Вызов принят

Вряд ли сегодня можно говорить о том, что дистанционное обучение полностью вытесняет традиционное очное образование. Но то, что оно стало неотъемлемой и значительной частью современного образовательного процесса – это реальный факт, который невозможно игнорировать.

 

Дистанционное медицинское обучение

Несмотря на то, что медицина достаточно консервативная область знаний, достижения современных информационных технологий и новейших мультимедийных практик пришли и в сферу медицинского образования.

В силу специфики в медицинское образование практики дистанционного обучения пришли позднее. Но уже в 80 – 90 гг. XX века в ведущих медицинских университетах мира использовались такие технологии, как телемедицина, телекоммуникации, информатизация и создание единых банков данных по здравоохранению, компьютеризация и формирование  единой образовательной сети для медицинских учебных заведений.

Миссия выполнима

        В настоящее время именно в медицине дистанционное образование имеет большую актуальность и перспективу.

       Медицина становится все более высокотехнологичной отраслью. Новости, открытия, изменения происходят постоянно. Поэтому современный врач должен не только свободно ориентироваться в информационном пространстве, иметь постоянный доступ к новейшим научным достижениям, но и заниматься самообразованием и повышением квалификации. В силу специфики своей профессии всё это можно делать на своем рабочем месте.

Современные технологии требуют новых компетенций

Современные информационные и мультимедийные технологии позволяют сделать дистанционный процесс обучения медицинских работников максимально приближенным к реальности. Интерактивные технологии позволяют обучающимся принимать непосредственное участие в исследованиях, наблюдать за манипуляциями в режиме реального времени, задавать вопросы, вести дискуссии.

Преподаватели,  опытные врачи могут консультировать и «вести» на расстоянии своих коллег во время проведения сложных операций, получения результатов различных анализов, проводить консилиумы с участием студентов.

Дистанционная модель обучения применяется в образовательных программах медицинских колледжей, университетов, при  проведении удаленной сдачи квалификационных тестов медицинскими работниками, в практике непрерывного постдипломного медицинского образования.

 

Дистанционное медицинское обучение в Казахстане

Качественное дистанционное медицинское обучение для Казахстана – решение многих проблем, связанных с здравоохранением.  Большая территория, малая численность населения, недостаточно развитая инфраструктура, острая нехватка квалифицированных врачей и среднего медицинского персонала в сельской местности затрудняет доступ к медицинским услугам значительной части населения. Организация системы дистанционного медицинского обучения могла бы решить многие из этих проблем.

Мы в тренде

В целом система образования в стране развивается в направлении расширения дистанционного обучения. С 1 января 2019 года ликвидирована заочная форма и на смену ей приходит дистанционное обучение. Практически все высшие и средние учебные заведения включаются в подготовку дистанционных или “part time” курсов.

В Нур-Султане Медицинский университет дистанционное обучение практикует по специальностям «сестринское дело», «фармация», «общественное здравоохранение». Так же Медицинский университет Астана проводит дистанционное обучение на Факультете непрерывного профессионального развития и дополнительного образования.

Казахский национальный медицинский университет дистанционное обучение включил в основные стратегические направления развития. В настоящее время в КазНМУ им.С.Д.Асфендиярова осуществляется подготовка кадров по специальности «Менеджмент» с элементами дистанционного обучения, куда принимаются лица с высшим образованием. Так же КазНМУ им.С.Д.Асфендиярова предлагает программы дистанционного обучения по востребованным медицинским специальностям. Все программы отражены на сайте www.dis.kazmnu.kz

Казахстанские медицинские университеты дистанционное обучение только начинают практиковать, но у этого направления большие перспективы. Новые технологии в системе образования и повышения квалификации медицинских кадров уже успешно внедряются и в перспективе способны значительно улучшить ситуацию с подготовкой кадров, доступностью   и качеством медицинского обслуживания. 

 

__________________________________________________

 

Татьяна Бажова – закончила исторический факультет Томского государственного университета, работала педагогом, на государственной службе, в неправительственном секторе. Публикуется в СМИ с материалами на  социальные темы, интересуется вопросами медицины, образования.

 

___________________________________________________

Просмотров (102)

ОСТАВЬТЕ СВОЙ КОММЕНТАРИЙ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *